Реж.: Нина Менкес; Документальный фильм с Лорой Малвэй, Джули Дэш, Джоуи Солоуэй, Кэтрин Хардвик, Розанной Аркетт; США 2022, 107 мин.
Не случайно британский кинокритик Лаура Малвэй возглавляет в этом новом документальном фильме полностью женский состав академиков и режиссеров. В сериале «Промытые мозги» дается холодный взгляд на то, как по-разному относятся к женщинам и мужчинам как на экране, так и в киноиндустрии. Естественно, их коллегам-мужчинам было предложено внести свой вклад, но они отказались. Это неопровержимо доказывает, что у патриархата нет пола, и что теория Малвея о «мужском взгляде» весьма жива даже в самой высоколобой плате за проезд.
Соответственно, мы вынуждены взять наши самые восхищенные фильмы и бросить их под автобус сексизма: от « В прошлом году в Марианских Лазнях» до «Головокружения » , «Бешеного быка» и « Мепри». Даже такие культовые классические фильмы, как «Бегущий по лезвию» и «Метрополис», получают красную карточку.
При полной лобовой атаке немногие остаются невредимыми. Первые голливудские женщины-режиссеры Ида Лупино и Дороти Азнер виновны так же, как и их современные коллеги, несмотря на то, что они представляют всего восемь процентов кинематографического сообщества, все они так или иначе совершали бестактность с «мужским взглядом». Даже обладательница «Золотой пальмовой ветви» Джулия Дюкурно, всего лишь вторая женщина, получившая эту награду, берет на себя ответственность за фильм « Титан », в котором молодая женщина занимается сексом с машиной.
Но что же такое «мужской взгляд» и из чего он состоит? Он начинается с определения отношения Субъект /Объект, за которым следует конкретное кадрирование женских и мужских персонажей, выполненное в движении камеры и освещении: легко увидеть, как это происходит, если женщины-режиссеры и операторы в меньшинстве . Женщины часто появляются в фильмах обнаженными, тогда как их коллеги-мужчины — редко. Эффект подсознательный. Да, конечно, мы все приучены и приучены к этому, это в порядке вещей — но как часто мы на самом деле возражаем?
В золотую эру студийного кино женские лица снимались в двухмерном блеске, благодаря чему они выглядели росистыми и совершенными, в то время как мужчины снимались в грубом трехмерном изображении, что подразумевало, что они обладали другими качествами. Женщины были сведены к одномерному стереотипу красивой инертности. Интересное наблюдение: вы когда-нибудь смотрели «Бешеного быка» и замечали, что изображение Кэти Мориарти в бассейне оторвано от мужских динамиков?
Наконец, давайте перейдем к Mandingo, мусорному продукту, снятому Ричардом Флейшером в 1975 году. Владелица плантации (Сьюзен Джордж) заставляет черного раба заняться с ней сексом (иначе она обвинит его в изнасиловании, и он умрет). Его грудные мышцы очень хорошо видны, да и во всех других отношениях ситуация меняется : мужское тело, на этот раз , ждет , чтобы его покорила могущественная женщина.
«Промываемые мозги »строги и бодры в своем подходе, строги в исполнении; и откровение для всех, кто думал, что знает все масштабы феномена, известного как «мужской взгляд»