Том Круз и режиссер Кристофер МакКуорри, сочетая интригу последних новостей со все более безумными практичными декорациями, делают эту франшизу, насчитывающую почти три десятилетия, ощущением передовой.
Рано или поздно Итан Хант столкнется с миссией, на которую он действительно не должен соглашаться. Но, пока он остается единственным человеком на Земле, готовым совершитьн евозможное, не ставя под сомнение мотивы тех, кто нуждается в его услугах.
Это сделка с самым послушным бойскаутом Америки, Томом Крузом , который 27 лет вел франшизу «Миссия невыполнима» стоимостью в миллиард долларов, не сбавляя оборотов. Сравните это с Индианой Джонсом, которому не удалось наладить контакт с молодым поколением, или с фильмами «Форсаж», в которых не столько кончился бензин, сколько поглощали смехотворные люди.
«Миссия невыполнима — Расплата за смерть, часть первая» показывает Круза, которому сейчас за 60, все еще бегущего от одного конца очень большого, очень широкого экрана к другому, как будто его жизнь — и жизни всех 8 миллиардов человек на планете — зависело от этого. Это седьмой блокбастер Ханта, и последний блокбастер франшизы должен выйти следующим летом, и хотя он не может затмить то, что было раньше («Fallout» был в сериале кульминацией), режиссер Кристофер МакКуорри предлагает потрясающую концепцию и несколько залов . знаменитых декораций, но каким-то образом удается связать сюжетные линии с основной мифологией этих фильмов.
Злодей на этот раз не человек, а всемогущий искусственный интеллект, известный как Сущность, который обманом заставляет сверхсовременную российскую подводную лодку уничтожить себя в умной сцене перед титрами фильма. В моменты, предшествующие взрыву корабля (всего через несколько дней после того, как Титан постигла та же участь), камера фокусируется на оставленном без присмотра мониторе компьютера, где на экране появляется что-то, напоминающее гигантский цифровой глаз. Не красный, как HAL-9000, а скорее зловещий синий шар, выглядывающий из потока цифрового кода в стиле «Матрицы». Это полезное решение сложного вопроса: как антропоморфизировать что-то столь абстрактное, как мошеннический ИИ? За десятилетия, прошедшие после «2001: Космическая одиссея», у широкой публики возникли серьезные опасения по поводу таких технологий. В то время как Карл Саган имел дело со спекулятивной фантастикой.
Между подлодкой и суперкомпьютером кажется, что МакКуорри и соавтор сценария Эрик Джендресен предусмотрительно вытащили сюжетные точки из завтрашних новостей, что помогает скрыть тот факт, что последовательности действий — это, по сути, просто гладкие повторения знакомых трюков. Сколько раз мы видели Круза, болтающегося над какой-нибудь высокогорной пропастью, или наблюдали за тем, как взрослые мужчины сражаются на мчащемся поезде? Если и когда герои-люди, наконец, будут призваны обуздать искусственный интеллект, маловероятно, что схватка будет включать в себя что-то столь же впечатляющее, как ускорение мотоцикла с крутого норвежского утеса. Но наблюдать за ботаниками, пишущими код в скучной компьютерной лаборатории (или чем-то еще, что в конечном итоге повлечет за собой этот сценарий), далеко не так кинематографично, поэтому давайте будем благодарны МакКуорри и компании за такое живое воображение.
В то время как Круиз Хант занят ролью фигурки в фильме, его поддерживают технические агенты Лютер Стикелл (Винг Рэймс) и Бенджи Данн (Саймон Пегг), которые дают ему указания через гарнитуру. В Dead Reckoning также возвращаются снайпер Ильза Фауст (Ребекка Фергюсон) и торговец оружием Белая Вдова (Ванесса Кирби), выстраиваясь в аккуратный небольшой ансамбль друзей и соратников, на которых ИИ может нацеливаться и/или манипулировать ими. Идея здесь в том, что вычислительные способности Сущности со скоростью мили в минуту пришли к выводу, что единственное, что стоит на ее пути, — это Хант. А какое у Ханта слабое место? Верность своим друзьям. Как говорит Хант одарённому рекруту, известному только как Грейс (Хейли Этвелл): «Твоя жизнь всегда будет значить больше, чем моя собственная».
Это просто откровенно паршивая тактическая философия, но это своего рода упрямое мышление, которое так хорошо воплощает Круз: тупой инструмент, движущийся с чрезвычайно высокой скоростью, управляемый инстинктом и этим внутренним этическим барометром. Несмотря на то, что мы только что познакомились с Грейс — карманником по найму, а не командным игроком — Хант решил, что ее стоит защищать. Черт возьми, она могла бы даже быть материалом Impossible Mission Force. Итак, когда Сущность заставляет Ханта выбрать, кого из его амиг спасти, Ильзу или Грейс, у парня чуть ли не короткое замыкание. Теоретически именно так вы и побеждаете виртуальный мозг: вы даете ему решить неразрешимую задачу (а-ля игра в крестики-нолики в «Военных играх»). На данный момент Сущность, похоже, играет в шахматы, а не в Риск, поскольку «Расплате за смерть» еще предстоит показать, на что способен искусственный интеллект-ренегат. Сказал, что одна из этих женщин должна умереть, Хант делает все возможное, чтобы спасти их обоих. Как обычно, в его арсенале есть маски для лица, а у Сущности есть изящный трюк, позволяющий притворяться разными людьми — напоминание о том, что нельзя доверять своим глазам или ушам в фильме «М:И».
Поскольку Хант на самом деле не может иметь дело с Сущностью напрямую, фильм придумывает горстку людей-приспешников, чтобы выполнять ее приказы (и бить кулаками, водить машину и т. Д.). С этой целью Эсай Моралес играет парня по имени Габриэль, который был ретконирован в предысторию Ханта, что предположительно делает эту миссию более личной, чем те, что были раньше, хотя эффект ничем не отличается от того, если бы он был придуман для этого фильма. Габриэль выполняет приказы Сущности, а его правая рука Пэрис (Пом Клементьефф, сыгравшая Богомола в фильмах «Стражи Галактики») оказывается более грозным противником. Впервые она появляется в Риме, где замысловатая автомобильная погоня, снятая на месте, умело уравновешивает острые ощущения и смех, последний благодаря тщедушному Fiat 500 и паре наручников.
Как всегда, сюжет является лишь предлогом для еще более сложных декораций, выполненных настолько убедительно, что Круз приобрел репутацию исполнителя всех безумных вещей, которые Хант призван делать в фильме. Это свидетельство не только отдела маркетинга; Круз действительно стремится превзойти свои предыдущие подвиги, и хотя нет недостатка в старой доброй магии кино (в монтаже и визуальных эффектах), съемочная группа проделала потрясающую работу, чтобы «Расплата мертвых» выглядела правдоподобно. В то время, когда почти все остальные франшизы, от Marvel до «Аватара», приняли фальшивый вид компьютерных мультфильмов, «Миссия невыполнима» кажется наиболее практичной: так много того, что мы видим, было снято на камеру, и это делает все разница.
Поскольку в сериале остался всего один фильм, «Расплата за смерть» начинает сводить концы с концами, а это означает, что ни один из канонических персонажей не в безопасности — даже Хант. Объедините это со стратегией Сущности по нацеливанию на своих друзей, и фильм преуспеет в гуманизации ставок. По сути, это все еще просто сложная игра в горячую картошку, так как все гонятся за двухчастным ключом, который вышел из строя вместе с русской подлодкой и который продолжает переходить из рук в руки на протяжении 163-минутной продолжительности фильма. Действие разворачивается в лучших декорациях фильма, когда Хант находит новый способ сесть на мчащийся поезд и еще более нетрадиционный способ сойти с него, как только он начинает соскальзывать с моста, по одному вагону за раз. Этот выход может быть половиной финала, состоящего из двух частей, но он дает зрителям достаточно завершения, чтобы стоять самостоятельно.